Библиографический обзор литературы «Другой, другие, о другом»

Составитель: Сергеенкова Т. В., библиотекарь ЦДБ

Цель: продвижение книги и чтения.

Задачи:

— прививать интерес к литературе, любовь к чтению и бережное отношение к книгам;

— развивать устную речь, внимание, память.

Добрый день, коллеги. Сегодня, познакомлю вас с серией книг для подростков «Другой. Другие. О других». Проект Людмилы Улицкой. Вот что автор написала об этой серии: «Дорогие все, кто возьмёт эту книгу в руки! Я собиралась написать лично и самостоятельно про всё, что окружает человека: про семью, про одежду, про ссоры и примирения, про игры и профессии, даже про рождение и смерть, а потом передумала — пригласила настоящих специалистов, к тому же и друзей. Вот вам и результат».

Анастасия Гостева «Большой взрыв и черепахи».

          Гостева, А. Большой взрыв и черепахи / А. Гостева, иллюстрации П. Перевезенцев. – Москва : РУДОМИНО : ЭКСМО , 2012. – 70 с. : ил.

—  (Другой, другие, о другой).

В книге «Большой взрыв и черепахи» популярно изложены и представлены в виде образцов в доме чудака-профессора основные мифологические представления о Вселенной разных народов: например, мировое древо в цветочном горшке или гигантская черепаха – та самая, на которой покоится земная твердь. Во все времена люди задумывались, кто сотворил этот мир, что было до того, как зародились земля и небо, откуда взялись первые боги, и зачем им понадобились первые люди? Сколько на свете разных народов, столько и историй о сотворении мира. Книга рассказывает о космогонических мифах, т.е. о мифах о сотворении мира.

Кирилл, герой книги, оказавшийся зимой на дачечудака-профессора, нечаянно уронил горшок с фикусом.На следующий день из экстренного сообщения узнаёт, что произошло мощное землетрясение 8,7 баллов по шкале Рихтера. В зоне стихии оказались: Индонезия, Шри-Ланка, Таиланд, Бангладеш, Индия и Мальдивские острова. Тысячи человек погибли. Ведь фикус – это мировое дерево.А загадочный старик, говорящий ворон и очень хозяйственная, тоже говорящая сова – планетарные координаторы..

Наталья Борисова  «Про про профессии».

          Борисова, Н. Про про профессии / Н. Борисова, иллюстрации А. Войцеховский. – Москва : ЭКСМО , 2012 . – 112 с. : ил. – (Другой, другие, о другой).

Кем работать и чем заниматься? Какие профессии были почетны в древности, какие уважаемы сейчас? Хорошо ли работать педагогом, актером, гадалкой и кузнецом? Как вышло, что профессии ковбоя больше не существует? Что случилось бы, если бы в мире исчезли все мусорщики? Об этом и о многом другом вы узнаете из книги Натальи Борисовой «Пропро профессии» — о том, как менялись профессии на протяжении веков, о том, как выбирать профессию, о том, кем лучше быть — врачом, журналистом, или Леонардо да Винчи.

Началась история очень просто, из-за дискуссии друзей Кирилла и Даута, какую профессию выбрать. В дискуссию включился весь класс и ни кто не заметил, как в кабинет вошла учительница.

— …Вопрос очень сложный, давайте его обсудим его всесторонне. Для начала напишем домашнее сочинение «Я выбираю профессию».

Лариса Винник «Я не виноват!»

          Винник, Л. Я не виноват / Л. Винник , художник С. Трофимов . – Москва : ЭКСМО , 2012. – 80 с. : ил. – (Другой, другие, о другом).

Как надо воспитывать ребенка, почему в Японии детям до семи лет все дозволено, и каково жилось маленьким спартанцам? Как устроена тюрьма, чем колокол заслужил порку и что такое инквизиция? В книге Ларисы Винник «Я не виноват!» с друзьями Кириллом и Даутом происходят мелкие неприятности, которые затем счастливо разрешаются, и ребята узнают о том, как люди с древности и до наших дней пытались наводить в обществе порядок и наказывали провинившихся перед законом.

Константин Скрипкин «ВИЧ и СПИД: что с этим делать?».

          Скрипкин, К. ВИЧ и СПИД : что с этим делать? / К. Скрипкин, иллюстрации А. Антонов . – Москва : ЭКСМО , 2009 . – 72 с. : ил. – (Другой, другие, о других).

Эта книга написана по заказу ЮНЕСКО, и речь в ней идет о вещах, которые обычно детям рассказывают. Однако дети живут в том же мире, что и взрослые, и тоже сталкиваются со страшным, и сложным, и неприятным. Эпидемии в истории человечества были всегда. Некоторые исследователи называют историю человечества историей эпидемий – вспышки заразных болезней потрясали мир сильнее, чем войны. Эпидемия оспы, разразившаяся в армии персидского царя Ксеркса в V веке до нашей эры, спасло Грецию от персидского завоевания, позволила ей сохранить независимость и создать великую культуру. В 165 году нашей эры Римская империя потеряла 5 миллионов человек от эпидемии чумы.Огромные эпидемии называют ещё ПАНДЕМИИ. Дети живут в мире, где существуют ВИЧ и СПИД.

Главные герои Даут и Кирилл сталкиваются с этим не детским вопросом.

Знакомьтесь, автор  книги «Ленты, кружева, ботинки» —  Раиса Мардуховна Кирсанова – профессор. Написала  книги – о японском театральном костюме, об истории одежды, о ее теории.  Когда  была девочкой, любила носить старинное бабушкино пальто и наворачивать на себя  странные наряды. И , конечно, научилась шить.    Раиса Мардуховнатак много знает про одежду, что написала даже энциклопедию моды.

          Кирсонова, Р. Ленты, кружева, ботинки…/ Р. Кирсанова, иллюстрации С. Трофимов. – Москва : РУДОМИНО : ЭКСМО, 2006. – 80 с. : ил. – ( Другой, другие, о другом).

          Головной убор — цилиндр. Высокая мужская шляпа, с жёсткими полями.  Начал свою историю, как гонимый беженец. В XVI веке в Европе возникло движение – Реформация. В те времена католическая церковь обладала огромной властью и богатством, в том числе и земельным. Движение Реформации, направленное большей степени против католической церкви, вызывало войны по всей Европе. Реформаторов называли ещё протестантами. Когда война охватила Францию, то французские протестанты бежали от преследований в страны северной Европы. Их жесткие высокие шляпы с полями вместе с ними появились в Англии, а потом и в Америке.На эти шляпы началась мода. Вернулась во Францию  шляпа полтора столетия спустя, когда в Северной Америке началась борьба за независимость. Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, носил такую шляпу. Поэтому цилиндр стал символом борьбы за свободу.Сначала европейские монархи пытались бороться с цилиндром, но постепенно уступили моде. Прошло время, и цилиндр, стал  обязательным для дипломатов, богатых промышленников, торговцев, стали считать знаком буржуазности и консерватизма.

          Кого можно назвать первым закройщиком?Как ни странно – кузнецы! Именно кузнецы были первыми, кому пришлось конструировать одежду. Только одежда была из железа, и производили мастера не платья и штаны, а ковали латы для рыцарей. Латы должны были плотно сидеть по фигуре , и к тому же не сковывать движения воина. Так что первые опыты кроя осваивали именно кузнецы.

Александра Григорьева «Путешествие по чужим столам».

          Григорьева, А. Путешествие по чужим столам / А. Григорьева, иллюстрации А. Антонов. – Москва : ЭКСМО , 2012. – 56 с. : ил. – (Другой, другие, о другом).

Отправившись в «Путешествие по чужим столам», вы узнаете об истории гречневой каши, об изобретении жевательной резинки и газировки, о родстве японских суши и сибирской строганины, и о многом, что связано с едой, почему одним противно есть то, что другие считают очень вкусным…

Например, какой-нибудь американский мальчик или мальчик из Африки смотрит на нашу замечательную русскую окрошку. Но что он видит  перед собой? Какую-то бурую сладкую жидкость типа пепси-колы, в которой плавают крутые яйца с огурцами, он чувствует ужас, отвращение. Ему это неприятно. Или, представьте, что может чувствовать русская девочка, когда она видит замечательный, покрытый плесенью французский сыр, или каких-нибудь змей или тараканов, которых так чудесно едят в Мексике и в Китае. Или в Китае есть, например, замечательный гриб, который половину года ведёт себя как гриб, а другую половину года как червяк. Это же ужасно для русского человека или европейца, но в этих странах совершенно нормально.

Вкусы у всех людей разные, надо просто относиться с уважением к вкусам других. Когда Александра Григорьева писала эту книгу, перед ней стояло две задачи: научить смотреть на своих соседей по планете открыто, с интересом, и представить многообразие и разнообразие пищи.

Марина Бутовская «О дохлой кошке и живых котятах».

          Бутовская, М. О дохлой кошке и живых котятах / М. Бутовская, иллюстрации А. Антонов. – Москва : ЭКСМО , 2012. – 56 с. : ил. – (Другой, другие, о другом).

Все люди рождаются и умирают — и у каждого народа с рождением и смертью связаны удивительные обычаи и обряды. Что такое инициация? Что такое «мужские» и «женские» дома? Почему к рождению мальчика или девочки относятся по-разному? Как у разных народов хоронят умерших? Об этом и о многом другом вы узнаете из книги Марины Бутовской — истории о дружбе русской Али с папуасской девочкой Михио том, чему они научились, всего лишь ухаживая за осиротевшими котятами.

Общаясь, девчонки,  узнали много нового для себя о том, как живут, какие обычаи и традиции у русских и папуасов. Например, Аля узнала, что папуасы сжигают тела умерших, а пепел подмешивают в еду и все должны съесть это. Этим выражается уважение к умершему. Такой обычай. Это можно не понимать, не принимать, но мириться с этим все должны. Если для этого народа это нормально, это хорошо, пусть так будет. Нас ведь никто не заставляет перенимать их обычаи и традиции.

Какой во всём этом смысл?

Очень простой – чем больше люди узнают друг о друге, тем лучше они понимают друг друга, и тем больше шансов жить в мире. Люди ведь, несмотря на то, что принадлежат к одному биологическому виду, очень разные, и условия жизни у всех разные, и уровень цивилизации сильно различается, и чтобы понимать друг друга, надо проявлять терпимость. А это не так просто.

Андрей Усачёв «Всеобщая декларация прав человека. В пересказе для детей и взрослых».

          Усачёв, А. Всеобщая декларация человека. В пересказе для детей и взрослых / А. Усачёв, иллюстрации Т. Кормер. – Москва : ЭКСМО , 2012. – 72 с. : ил. – (Другой, другие, о другом).

Уроки профессора АУ – самые весёлые на свете. Он знает, что, если человека – особенно маленького – хорошенько рассмешить, он замечательно всё усваивает и запоминает. Поэтому даже в «Декларации Прав Человека» А. Усачёв сумел написать в форме увлекательной сказки про Маленького Человека, которому довелось жить и защищать свои права среди Очень Больших Людей. И получилось это у него так хорошо и занимательно, что Очень Серьёзные Люди из Министерства образования России рекомендовали эту книгу для изучения в школе. Иллюстрации к книге нарисовал известный художник-карикатурист Александр Зудин. Зоркий взгляд художника подметил много смешного в социальных противоречиях, о которых говорит автор.

Большой спор и дискуссию вызвала книга Веры Тименчик «Семья у нас и у других».

          Тименчик, В. семья у нас и у других / В. Тименчик, иллюстрации С. Филиппова. – Москва : РУДОМИНО , ЭКСМО , 2006. – 64 с. : ил. – (Другой, другие, о другом).

История интересная и познавательная.«Эта книга – о семье. Там есть сведения о том, как семья выстраивается в разных культурах, в разных странах, какие у неё законы существования.С первых страниц вы ходите в школу с Даутом и Кириллом. Ходите к ним в гости и учитесь новому у семей главных героев.

Прежде чем предложить эту книгу своему ребёнку, прочтите её сами. И примите решение – вашему ребёнку она нужна, вы хотите, чтобы он знал об этой книге.

Бухина Ольги , Гимон Галина  «В общем, про общение»

Как разговаривают люди и чему они научились у животных? Как общаться, если не можешь поговорить? Как достигается взаимопонимание, и отчего случаются ссоры и драки? Можно ли общаться с компьютером? А с книгой? В книге Ольги Бухиной и Галины Гимон друзья Кирилл и Даут отправляются в Большое Путешествие, учатся договариваться со взрослыми, сверстниками и малышами, а мы между тем узнаем, как устроено человеческое общение.

Для среднего школьного возраста.

Дмитрий Бавильский «Чужое солнце»

Все люди — путешественники, даже если они путешествуют по родному городу. Человек всегда в странствии, что бы с ним не происходило. Люди вечно куда-то идут, едут, плывут или летят — а некоторые путешествуют, даже сидя дома. Эта книга — о том, как возникали дороги и куда они вели, как люди странствуют по ним, как принимают других странников, как помогают друг другу в пути — и как возвращаются домой.

Для среднего школьного возраста.

Бухина Ольги , Гимон Галина «Язык твой — друг мой»

Как появилась письменность? Как получился алфавит? Что такое перевод и зачем он нужен? Как слова путешествуют по разным странам? Как играть словами? В книге Ольги Бухиной и Галины Гимон дети и взрослые узнают много нового об истории языков разных народов, о тайной жизни самых обычных слов и о том, как языки помогают нам дружить и понимать друг друга.

Анастасия Гостева «Дух дома дома?»

Что такое дом для человека в древности и в XXI веке? Как был устроен дом в Древнем Китае — и как он устроен у современных австралийцев? Что такое керамические города, как жили троглодиты, почему в домах Амстердама не занавешивают окна, а в японском «тревожном доме» пенсионерам не скучно? Что такое «умный дом» и так ли он умен, как человеку хочется верить? Об этом и о многом другом вам расскажут персонажи книги Анастасии Гостевой «Дух дома дома?»—современные школьники, таинственный планетарный координатор и многочисленные духи домов.

Антон Березин  «История с деньгами, или Детям до 16 путешествовать по времени разрешается»

Зачем вообще нужны деньги? Что такое товар и как происходят покупка и продажа? Когда появились первые весы? А банки — это что? В книге Антона Березина «История с деньгами, или Детям до 16 путешествовать по времени разрешается» два неугомонных искателя приключений, один Планетарный Координатор и один крайне сообразительный попугай, путешествуют по всей истории человечества и узнают много нового о деньгах — и о себе тоже.

Презентация

Добавить комментарий