Интересная статья

В библиографический обзор выборочно включены статьи из профессиональных периодических изданий, поступивших в методический отдел Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина в 2021 году.

Материалы могут быть использованы в практической работе муниципальных библиотек с разными категориями пользователей и для расширения культурного кругозора библиотекарей.

Статьи расположены в алфавитном порядке авторов и названий.

Антипова, Н. Готовим торт по оригинальному рецепту: замесили тесто из любимых цитат, традиционных каталогов и электронных изданий / Н. Антипова // Библиотека. – 2021. – № 2. – С. 72–73.

Каждый раз, принимаясь за сценарий нового мероприятия, мы озабочены одними и теми же мыслями: «Как сделать так, чтобы читатели удивились, запомнили событие надолго, захотели узнать больше того, о чём услышали на встрече?» Особенно мучительны творческие поиски тогда, когда дело касается «вечных» библиотечных тем – экскурсии по учреждению, истории книги, наследия классиков.

У коллег из Южно-Сахалинска родилась идея трансформировать традиционное библиотечное мероприятие в нечто фееричное – торт (бумажный).

«Кулинарное» путешествие по отделам библиотеки начинается с правильной мотивации – показать «кусочек» лакомства и заинтриговать: «Как он пригодится нам на экскурсии? Хотите угоститься? Будьте очень внимательны, и всё узнаете…»

Понять задумку библиотекарей по описанию довольно сложно, однако, иллюстрации, представленные в статье, дадут полное представление о торте «Наша библиотека».

Березина, А. В. Дорожная карта: профориентационная работа с детьми и подростками в библиотеке / А. В. Березина, Н. Г. Малахова, С. С. Кукушкина ; под общей редакцией А. В. Березиной. – Москва: Библиомир, 2021. – 136 с., илл.

Вопросы выбора профессии, профориентационной работы, знакомства с миром профессий в настоящее время являются актуальными.

Библиотека – это неформальное пространство, пространство коммуникации, развития личности  занимает в этих процессах особое место. А работа по профориентации входит в планы, формирует содержание библиотечных программ и проектов.

Данная монография (размещена в журналах «Школьная библиотека: сегодня и завтра» № 10, № 11 за 2021 год) посвящена специфике профориентационной работы с детьми и подростками в библиотеке.

В издании дано теоретическое обоснование особенностей профориентационной работы на каждом возрастном этапе, а также представлены программы тренингов, игр, квестов, ориентированных на оказание школьникам помощи в выборе профессии. Программы дополнены анализом классической и современной учебной, научно-популярной и художественной литературы, которая может быть использована для подготовки к занятиям, а также рекомендована самим подросткам и их родителям для знакомства с миром профессий, особенностями профессионального выбора и построения карьеры.

Григорьева, А. Магия дизайна: волшебство в пять этапов : от технического задания до рукотворной красоты / А. Григорьева // Библиотека. – 2021. – № 3. – С. 77–80.

Пространство для оформления, – каким оно может быть в библиотеке? Любым! К примеру, внутренним помещением большой площади, вроде зала для концерта, или совсем маленьким – вокруг тематической экспозиции, размещённой на одном стеллаже.

Автор статьи – декоратор Анна Григорьева даёт пошаговые рекомендации по оформлению пространства: как составить техническое задание, найти идеи и разработать самые перспективные из них, успешно их реализовать.

Здесь же представлены практические рекомендации по созданию яркого весеннего декора с использованием несложных материалов.

Ранее автор публиковалась в журнале «Библиотека» с примерами того, как вернуть жизнь маленькому кашпо (см № 8/2020) и большому книжному шкафу (см. № 10/2020), изготовить новогодние украшения, имея минимум средств (см. № 11/2020).

Затонских, Г. Собери пазл из достопримечательностей / Г. Затонских // Библиотека. – 2021. – № 1. – С. 49–52.

В настоящее время краеведческий туризм становится всё более популярным как вид досуга выходного дня. Кроме того, это интегрированное занятие, оно объединяет географию, биологию, историю, топонимику, этнографию, литературу и даже искусствоведение, – получается своеобразный микс, в котором каждый найдет что-то близкое своим интересам.

Главный библиотекарь Липецкой областной детской библиотеки знакомит читателей с проектом «Краеведческий рюкзак». Его цель – способствовать развитию познавательного интереса благодаря знакомству с занимательными фактами, через использование медиаресурсов и игровых технологий, а также посредством посещения областных туристических объектов всей семьёй.

В основе проекта – хорошо зарекомендовавший себя метод storysack, только немного трансформированный. В рамках проекта читатели проходят шесть тематических маршрутов: «Зелёный край Липецкий», «И я там был…», «Стоят на ветру обелиски», «Ремесло пить-есть не просит, а радость приносит», «Архитектурная сказка», «Не красная изба углами, а красна пирогами».

После прохождения каждого маршрута маленькие краеведы получают фрагмент карты Липецкой области. На нём ребята помещают сделанные своими руками значки-символы тех объектов, с которыми они познакомились во время путешествия.

Книгоигры // Школьная библиотека: сегодня и завтра. – 2021. – № 7. – С. 11–14.

В статье представлен опыт реализации образовательного проекта «Книгоигры» в библиотеках Ставрополья.

Цель проекта – обучение библиотекарей новым методикам работы с книгами. В результате работы проекта разработано методическое пособие «Игры в книги, в котором авторы раскрывают основные аспекты создания книгоигр, представляют подборку игр по современным детским книгам.

Книгоигры – это интерактивные занятия для школьников, направленные на развитие креативного мышления, культуры диалога и многообразия.

Книгоигры – это технология, которая позволяет работать с любой книгой интересно, просто добавив в него элемент игры. Это возможность через работу с книгами или комиксами обсудить важные социальные темы и потребности детей и подростков (инклюзия, поиск друзей, травля, родители, история, сохранение семейной памяти и т.д.)

Методическое пособие «Игры в книги» доступно для скачивания по QR-коду, размещённому в статье.

Козлова, Т. С. О чём рассказывает подкаст / Т. С. Козлова // Современная библиотека. – 2021. – № 4 (114). – С. 69–71.

В статье представлен опыт подготовки серии подкастов «Здесь и сейчас» сотрудниками Центральной городской библиотеки им. И.З. Черемных г. Братска Иркутской области.

Подкаст – это аудиофайл, который публикуется на специальных сайтах и может в любое время быть прослушан на телефоне, плеере, компьютере.

Библиотека готовит подкасты, в которых размещаются беседы с представителями разных профессий о детских мечтах, учёбе и карьере, самореализации в небольшом промышленном городе, необходимых качествах для человека определённой профессии, событиях в городе, хобби и увлечениях и общественной деятельности.

Автор рассказывает о трудностях, с которыми приходится сталкиваться при подготовке материалов, а также с успехами, достигнутыми при реализации проекта «Здесь и сейчас».

Колгина, М. Как поддержать начинающего специалиста: о мотивациях и перспективах профессионального роста / М. Колгина // Библиотека. – 2021. – № 3. – С. 22– 27.

Заведующая отделом методической работы Ставропольской краевой библиотеки для молодёжи им. В.И. Слядневой представляет опыт реализации программы «Надежды будущего» – комплекса мероприятий, направленных на профессиональное становление и повышение квалификации  молодых специалистов библиотек.

Среди мероприятий лидирует Межрегиональная школа молодого библиотекаря (ШМБ). Её программа ориентируется на актуальную тематику: рассматриваются вопросы культурного проектирования, формы приобщения к литературе, построение современного библиотечного пространства и др. При этом большое внимание уделяется обмену опытом по формуле «молодые – молодым».

С 2003 года ежегодно проходит конкурс молодых специалистов Ставрополья, дополнительным стимулом становится денежная премия.

Опыт реализации программы профессиональной поддержки молодых библиотекарей Ставрополья «Надежды будущего» получил высокую оценку в профессиональном обществе России. Её наиболее значимые результаты: закрепление и карьерный рост молодых специалистов в масштабе края (четверо стали руководителями ЦБ, более 30 перешли на более высокие должности); создание и реализация интересных для населения культурных проектов, развитие в соцсетях виртуальных представительств библиотек; повышение престижа профессии, желание наращивать свой профессиональный и творческий потенциал.

Лобанова, Е. Готовые решения и импровизации: 12 идей для заполнения ленты / Е. Лобанова //  Библиотека. – 2021. – № 1. – С. 18–21.

Хижняк, Д. Полюбите социальные сети самой горячей любовью на свете: в поисках эффективного медиакейса / Д. Хижняк // Библиотека. – 2021. – № 1. – С. 22–25.

Социальные сети играют важную роль в жизни библиотек, поскольку именно эти виртуальные площадки являются ареной «боевых действий» за внимание и лояльность пользователей.

Советы Елены Лобановой (Национальная библиотека Республики Коми) пригодятся тем, кто ведёт группу во ВКонтакте. Она рассказывает о том, как упорядочить публикации и подготовить содержательные и увлекательные посты, а также делится информацией о бесплатных приложениях, которые способны значительно расширить функционал паблика.

Дарья Хижняк (библиотека для молодёжи им. Б.М. Шаховского  г. Астрахани) проанализировала некоторые библиотечные аккаунты в социальных сетях и даёт рекомендации специалистам, продвигающим в них свои библиотеки.

Малышева, Е. Легко ли стать блогером? : занятия для начинающих ютуберов / Е. Малышева // Библиотека. – 2021. – № 2. – С. 56–59.

В детской библиотеке-филиале № 4 г. Сыктывкара специалисты  организовали творческую студию «Библиоблогер», где дети приобретают навыки ведения групп в социальных сетях, знакомится с основами журналистики, учатся создавать видеоконтент, заимствуют опыт у профессионалов и участвуют в воркшопе.

Постоянно работая в тесном сотрудничестве с библиотекой, ребята проводили съёмки мероприятий, монтировали ролики, освещающие жизнь филиала, лучшие из которых были опубликованы на библиотечной странице ВКонтакте. Студийцы расспрашивали гостей о том, что они читают и какие книги считают любимыми. Юнкоры также готовили материалы об известных людях Республики Коми, сняли ролики о своих увлечениях и буктрейлеры.

Тухватуллина, В. Б. СНЯТЬ НЕЛЬЗЯ ПРИВЫКНУТЬ, или Как не бояться ограничений / В. Б. Тухватуллина // Современная библиотека. – 2021. – № 3(113). – С. 32–39.

Автор статьи – библиограф библиотеки «Дом семьи» Муниципальной информационной библиотечной системы г. Томска делится с читателями опытом реализации библиотечных задач в период эпидемии коронавируса.

У библиотеки уже был наработан опыт по проведению интерактивных мероприятий, который они перенесли в виртуальное пространство.

Активизировали работу в социальных сетях (литературный квест «Онлайн-детектив», видеосказки для малоежек, снятые по книге Елены Ульевой «Сказки-вкусняшки для тех, кто плохо кушает», мастер-классы, театр теней, тематические виртуальные книжные выставки и пр.)

Валерия Тухватуллина также рассказывает  о технологии организации онлайн-акции по совместному чтению, которая стала визитной карточкой библиотеки в соцсетях.

Тюкачева, А. А. Давайте путешествовать! / А. А. Тюкачева // Современная библиотека. – 2021. – № 4 (114). – С. 38–41.

Городская детская библиотека г. Котласа Архангельской области организовала Неделю детской книги, темой которой стали путешествия по всему земному шару. Для этого библиотекари подготовили игровую программу «По странам и континентам» и оформили книжную выставку «Библиотечная кругосветка».

Выставка состояла из четырёх разделов: «Животные», «Страны мира», «Россия», «Герои-путешественники». Центром выставки стал интерактивный глобус, который активно использовался для выполнения игровых заданий.

Например, в разделе «Животные» участник выбирал любой материк земного шара и находил его на глобусе. При наведении планшета на этот участок на экране появлялась фауна, характерная для данной местности, и информация о ней. Также в приложении можно было выбрать еду для животного. Ребёнок пробовал «кормить» его, поднося виртуальную пищу к пасти зверя и тем самым запоминая, чем он питается. Не менее интересные испытания ожидали ребят и в других разделах выставки.

По итогам «Библиотечной кругосветки» каждый участник получил придуманный сотрудниками библиотеки именной «Паспорт путешественника». Дома читателю предлагалось приклеить личное фото, поставить отпечаток пальца, заполнить лист с местами земного шара, которые он хотел бы посетить.