ХЛЕБНЫЕ ИСТОРИИ

Как появился хлеб?

«Хлеб всему голова», «Без соли, без хлеба – половина обеда», «Без хлеба и мёдом сыт не будешь» — так в разные времена с любовью говаривали о хлебе. Действительно, какой обед без хлеба: не сытный, не питательный, то ли поел, то ли нет. Даже сидя на хлебе и воде можно выжить, а вот без хлеба – никуда.

Историю свою хлеб ведёт из глубины веков. Сначала люди питались сырыми зёрнами; затем, приспособив два камня, человек создал нечто вроде мельничного жёрнова и научился делать муку. Замесив измельчённое зерно с водой, он открыл новый вид пищи – кашу. Считается, что именно каша была «проматерью» хлеба. Существует такое поверье, что, совсем нечаянно женщина, готовившая еду для своей семьи, «спекла» однажды кашу, но по недосмотру получилась твёрдая лепёшка. Однако из этой «ошибки» люди извлекли большую пользу. Лепёшки оказались лучше и удобнее каши. Вначале лепёшки ели в горячем виде в качестве приправы к мясу, потом стали употреблять в пищу и холодными. А холодная лепёшка уже была хлебом! К тому же её можно было брать с собою на охоту.

Время шло век за веком, открытие за открытием, и человек сделал следующий шаг в искусстве приготовления хлеба. От выпекания пресных лепёшек он перешёл к изготовлению кислого хлеба. Считается, что произошло это впервые в Египте, 4-5 тысяч лет назад. Есть все основания полагать, что египтяне пользовались кислым тестом. Об этом говорят найденные статуэтки, изображающие приготовление пива. Казалось бы, причём тут пиво? Ау пива и хлеба во многом общее происхождение. Оба эти продукта – результат брожения, которое вызывается дрожжами. Так пивные дрожжи, случайно попав в замешенное тесто, произвели «чудо». На глазах у изумлённых людей тесто стало подниматься, пузыриться, дышать, словно живое! И хлеб из такого «живого» теста оказался намного вкуснее.

Искусство приготавливать кислое тесто и выпекать из него хлеб перешло от египтян к древним евреям и финикийцам, а от них – к грекам и римлянам. Во II веке до н.э. в Риме и в других городах уже существовали специальные пекарни, в которых выпекали хлеб на дрожжах.

Не удивительно, что уже в древнем мире существовали различные виды хлеба. Например, в своём сочинении «Пир мудрецов» древнегреческий автор Афиней описывает некоторые виды хлеба, пирожных, печенья и другой выпечки. Среди сортов хлеба упоминаются лепёшки, медовый хлеб, буханки в форме гриба, посыпанные маковыми зёрнами, и особое военное блюдо – хлебные завитки, запечённые на вертеле. С тех пор хлебопекарное искусство заметно улучшилось, сортов хлеба и  различной выпечки теперь не счесть.

Ещё раз о чёрном хлебе

Так уж исстари повелось, что ни один русский человек не сядет за стол без хлеба. Почти всех иностранцев, приезжавших в нашу страну, как путешественников, неизменно поражало, сколь много хлеба едят русские. Русский историк XVIII века И. Болтин писал, что «русские вообще едят больше хлеба, чем мяса» и что «рабочий человек съедает присестом со щами до двух фунтов чёрного хлеба». Да и сегодня, когда уровень жизни нашего народа неизмеримо вырос, хлеб по-прежнему остаётся необходимым продуктом питания. Русские люди вдали от родины скучают по вкусу чёрного хлеба, мечтают о нём как об изысканном лакомстве.

Почему так? Прежде всего, надо иметь в виду, что именно чёрный хлеб, то есть хлеб из ржаной муки, дрожжевой, кислый, всегда считался национальным хлебом. И это многое объясняет. Как показали новейшие биохимические исследования, такой хлеб хорошо усваивается, особенно если он приготовлен на закваске.

Интересный факт. Во время русско-турецкой войны в 1736 году 54-тысячное русское войско вступило на вражескую территорию Крымского ханства. Обозы с ржаной мукой, которую везли из России, застряли где-то в степях Украины, и поэтому пришлось печь хлеб из местной пшеничной муки. После этого в войске начались болезни.

Вообще стоит отметить, что иностранный белый хлеб считался предпочтительным для богатых, тогда как бедные люди ели серый и чёрный хлеб. Таким образом, простые крестьяне, в отличие от дворян, не испытывали недостатка в витаминах и практически не имели проблем, связанных с пищеварением. Конечно, белоснежным батонам и булочкам с их неповторимым вкусом, ароматом, пористостью и внешним видом нет равных, а если к ним добавить ещё и ваниль, сдобу и прочее, то вообще за уши не оттащишь. Но у чёрного хлеба были другие задачи. Его пекли не для баловства, а именно для того, чтобы насытиться и прокормиться.

Впрочем, как русские долго не могли привыкнуть к иностранному пшеничному хлебу, так и другие народы очень болезненно переносили переход с привычного для них пресного хлеба на кислый. Так, во время своего путешествия на Кавказ А.С. Пушкин заметил, что пленные турки никак не могли привыкнуть к русскому чёрному хлебу и поэтому жаловались на всякую пищу, им выдаваемую, хотя она была хорошей. Пушкин говорил: «Это напомнило мне слова моего приятеля Шереметева по возвращении его из Парижа: «Худо, брат, жить в Париже: есть нечего, чёрного хлеба не допросишься». Когда же спустя несколько дней Пушкин сам оказался без чёрного хлеба и ему предложили лаваш, он отозвался на это резкими строками в своём дневнике: «В армянской деревне, вместо обеда съел я проклятый чурек, испечённый в виде лепёшки пополам с золой, о которой так тужили турецкие пленники в Дарьялском ущелье. Дорого я бы дал за кусок русского чёрного хлеба, который был им так противен».

Вот, что значит непривычный вид и вкус хлеба! Привычка к хлебу обусловлена настолько глубокими национальными традициями, что она порождает определённый условный рефлекс и влияет на психику человека. Поэтому хлеб и является тем продуктом, который определяет восприятие еды в целом.

Каравай

Ещё с языческих времён круглый каравай символизировал собой Солнце, а само наличие каравая на свадьбе обещало молодым долгую и зажиточную жизнь.

Каравай считался символом счастья, достатка и изобилия. Поздравляя жениха и невесту, каравай выносили на рушнике – расшитом полотенце. И чем пышнее был выпечен каравай, тем счастливее и богач должны были стать отведавшие его молодожёны. Каравай был многослойным, и делил его крёстный отец жениха или невесты. Верхушку отдавали молодым, среднюю часть – гостям, а низ, в который часто запекали монеты, – музыкантам. Вместе с кусочком каравая молодые как бы делились с гостями своим счастьем.

Гостям негоже было уйти со свадьбы домой без кусочка свадебного каравая, а уже дома в семье его делили между всеми домашними, даже теми, кто не побывал на свадьбе. Считалось, что тому, кто отведает свадебный каравай, будет сопутствовать удача, особенно если предстояло какое-то новое дело или дорога. Так традиция превратила обычный круглый хлеб в символ счастья и удачи.

Презентация

Добавить комментарий