Обзор краеведческой литературы «Строки, опалённые войной»

Всё дальше в прошлое уходят огневые годы Великой Отечественной войны. Но никогда не забудет человечество бессмертного подвига советского народа, спасшего мир от коричневой чумы. Никогда не померкнет слава героев, отстоявших в жестоких боях честь и независимость нашей Родины и освободивших народы Европы от фашистского рабства. Книги  о Великой Отечественной войне являются своеобразными памятниками, вечным напоминанием всем здравствующим о жертвах войны, героизме и стойкости советских солдат и тружеников тыла.

Первая книга, представленная вашему вниманию:

Глазков, Михаил Данилович (журналист, краевед; 1924-1991)

Рубежи бессмертия : [очерки о Героях Советского Союза из Хакасии] / Михаил Глазков. – Абакан: [б. и.], 2015. – 184с., [1] л. портр. : ил., портр., факсимиле.

Эта книга – о Героях Советского Союза, о наших земляках, которые уходили сражаться за свободу любимой Отчизны из городов и сёл Хакасии. Много лет собирал материалы для книги о героях – земляках её автор, участник Великой Отечественной войны, старший лейтенант запаса Михаил Дмитриевич Глазков. Он проехал тысячи километров по местам боёв, встречался с героями, их родственниками и однополчанами. При создании книги использовались документы Архива Министерства обороны СССР, Главного управления кадров Министерства обороны СССР, Центрального музея Вооружённый Сил СССР, Военного отдела Государственного  ордена Ленина библиотеки им. В.И.Ленина, музеев Боевой славы Тихоокеанского флота, городов Владивостока, Красноярска, Ленинграда, Севастополя.

Открыв эту книгу, Вы почувствуете дыхание тех далёких грозных битв, и переживёте минуты встречи с живыми и мёртвыми героями.

Из очерка о Николае Павловиче Янкове:

«В боях за Днепр Н.П. Янков проявил бесстрашие, воинскую смекалку и боевое мастерство. Командующий армии генерал Черняховский лично прикрепил к гимнастёрке отважного командира орден Ленина и Золотую Звезду Героя Советского Союза. В тот памятный день один из товарищей-офицеров спросил Николая Павловича:

— Скажите, капитан, где же таится ваша сила?

Янков только улыбнулся в ответ. Потом кто-то из друзей капитана ответил в шутку, что героя выручает его талисман. И действительно, в кармане гимнастёрки у сердца Николай Янков носил мешочек с землёй родного Черногорска. С ним он прошёл сквозь огонь по тяжёлым фронтовым дорогам до самого Берлина. Родная земля давала ему богатырскую силу. За неё он дрался. С нею побеждал».

Следующие 2 книги написаны одним автором Галиной Анатольевной Ивановой. Галина Анатольевна родилась в первый день Курской битвы. Вместе со всей страной её родные ковали победу на фронте и в тылу. Выстраданная победа пришла весной 1945 года и её деревня с радостью  встречала каждого солдата. После возвращения  отца семья переехала в Минусинск. Галина Анатольевна работала  учителем в 1-ой абаканской школе, учащиеся которой дружили с Героем Советского Союза Рубановым Петром Акимовичем.

Сам П.А. Рубановрассказывал об этом так: «В сентябре 1982 года мне пришло письмо от ребят 4Б класса абаканской средней школы №1. Оно произвело на меня большое впечатление. Во-первых, в письме была фотография – милые, славные лица, любознательные, добрые глаза. Вместе с ребятами и классный руководитель – Галина Анатольевна Иванова. Во-вторых, они обратились ко мне с необычной просьбой: дать согласие на то, чтобы их пионерский отряд носил моё имя. Я поверил ребятам и дал согласие. С этого момента началась наша дружба – большая, интересная, искренняя…»

Пётр Акимович родился 19 августа 1920 года в деревне Ошарово Нижне-Ингашского района Красноярского края. Семья была большая и очень трудолюбивая. В шесть-семь лет Петя уже боронил, сидя верхом на лошади или идя рядом с нею. И вот однажды случилось чудо – в деревне неожиданно приземлился самолёт… Завороженными глазами смотрели на пилота сбежавшиеся мальчишки. Среди них был и Петя Рубанов.  И так уж жалобно упрашивал лётчика: «Дяденька, прокатите!», что тот не выдержал и посадил уже отчаявшегося мальчонку в кабину. «Это было такое чудо! Высота, скорость, красота… всё тогда так глубоко запало мне в душу, что я решил обязательно стать лётчиком. Небо с детства стало моей стихией»,  – вспоминал Пётр Акимович. Позже семья перебралась в Черногорск. Когда Петя узнал, что при Доме обороны есть планерный кружок, он тут же записался в него и стал заниматься. В 1936 году открылся аэроклуб. С огромным желанием постигал Пётр тайны пилотного мастерства – вначале курсантом, затем инструктором».  О дальнейшей судьбе Петра Рубанова вы сможете узнать, прочитав очерк «Сияй, Победа, заново в Звезде Петра Рубанова!» Галины Ивановой в книге «С любовью к Родине».

Иванова, Галина Анатольевна(1943)

С любовью к Родине / Галина Иванова; [оформление Л. Бакановой, Е. Сенцова]. – Абакан : [б. и.], 2015. – 302, [2]с. : ил, портр.

Эта книга о красивых, мужественных, всем сердцем любящих своё Отечество людях. В лихую военную годину они самоотверженно сражались на фронте и трудились в тылу. И в мирное время счастье Родины для них превыше всего. Героями этой книги по праву гордятся их дети, внуки и правнуки. Гордится ими и вся Хакасия.Книга «С любовью к Родине» – дань памяти  этим людям.

Продолжением  краеведческой работы стала следующая книга.

Гордимся нашими героями :к 70-летию Великой Победы / [автор-составитель Г.А. Иванова]; Правительство Республики Хакасия; Хакасская республиканская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов; Военный комиссариат Республики Хакасия.  – Абакан: [б. и.], 2015. – [68]с. :цв. фотоил.

В книге Галиной Ивановой уделено внимание 35-ти Героям Советского Союза и 17-ти полным кавалерам ордена Славы. Фотографии, краткие биографии, в которых не забыты подвиги фронтовиков.

Например, о Герое Советского Союза Богданове Викторе Ивановиче. Из очерка:  « В 1942 -м прибыл в Черногорск вместе с Бирмской военно-авиационной школой пилотов, эвакуированной с Дальнего Востока. В начале 1943 года был направлен на Карельский фронт, в 828 штурмовой авиаполк. Командование сразу заметило лётное мастерство Богданова, и поэтому поручало ему самые ответственные задания. Виктор Иванович был всеобщим любимцем полка. Он хорошо пел, танцевал, играл на баяне.  Всего он совершил 102 вылета. Был дважды сбит, а о его возвращении в полк ходили легенды. За умелое руководство эскадрильей, образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм капитану Виктору Ивановичу Богданову Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Участвовал в параде Победы в Москве 24 июня 1945 года.И выбрал его для участия в Параде  командующий войсками 2-го Белорусского фронта маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский».

Жилкин, В.

Подвиги разведчика: к 55-летию Победы. – Абакан: [б.и.],2000. – 48с.

Автор, в прошлом – журналист, в увлекательной форме, предельно просто рассказывает о боевых подвигах разведчика из Хакасии Григория Жульмина.

Автор с детства дружил с Григорием Жульминым. Учились в одной школе, жили по соседству. С фронта он, бывший электрослесарь шахты, вернулся полным кавалером ордена Славы.  Рассказы друга о службе в разведке настолько захватили его, что он стал их записывать. И в преддверии юбилея Победы он вспомнил о своих записях и решил рассказать о боевых подвигах друга так, как о них рассказывал сам Григорий Васильевич Жульмин.

Отрывок из рассказа «Неудача – урок»:

«В разведвзводе  я сразу почувствовал себя в атмосфере крепкого воинского братства. Здесь подобрались надёжные товарищи по оружию: один за всех и все за одного. Новичков на опасные дела посылали не вдруг. В лучшем случае в группе прикрытия. Поначалу нас командиры, бывалые разведчики, долго тренировали. Первый раз в вылазке на передний край противника участвовал зимой. Меня и ещё одного новичка – эдакого здоровенного парня – назначили в группу». Нам  нужно было спеленать  добытого «языка». Разведчики при переходе обнаружили   провод связи немцев и перерезали его.  Стали ждать связиста. Ждали час, другой.  Потом, когда, показалась фигура фрица, случилось неожиданное: земля под немцем чёрным столбом взметнулась. Взревел он благим матом и пропал в темноте…»

Почему так случилось, вы можете узнать, прочитав рассказ до конца.

Тугарин,  Антон Давидович(1917 – 2003).

Седой камень:[автобиографические очерки участника Великой Отечественной войны]/ Антон Тугарин; Министерство культуры Республики Хакасия; Министерство культуры Республики Хакасия, Дом литераторов Хакасии. – Абакан : Дом литераторов Хакасии, 2015. – 85, [1]с.

Книга автобиографических очерков участника Великой Отечественной войны – Тугарина Антона Давыдовича, в которых он описывает свой боевой путь, битву за Кёнигсберг, Берлин и другие эпизоды сражений. Сам он родом из Усть-Бюря.

Очерки подкупают искренностью и полнотой описываемых событий, происходящих на фронте. Автор искренен в описании своих ощущений, душевных терзаний. Очерки интересны с точки зрения переживаний рядового солдата, участника тех великих событий.

Отличился на фронте сын репрессированного, рулевой сторожевого корабля, впоследствии морской пехотинец Борис Тихонович Поволоцкий.

За время боёв дважды награждён был медалью «За отвагу», медалью «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны.  После войны работал в секретном отделе так и не построенного в Черногорске завода по производству ракетного топлива. После его перевода в Ангарск трудился заместителем ФЗО №2, затем директором СПТУ – 29. Уже за мирные труды был награждён орденом «Знак Почёта».  Этого неутомимого труженика все горожане знали по газетным выступлениям на самые острые темы жизни, по сборникам стихов, один из которых –

Поволоцкий, Б. Т.

Сквозь призму времени : сборник стихов.  / Борис Поволоцкий. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2001. – 112с.

Поздравление

Сегодня, в День морского флота,

Не покидает нас охота

Вновь побывать на кораблях

В далёких штормовых морях.

Но время всё ж неумолимо,

Мечты, как волны, бегут мимо.

Напомнив юность, нашу службу,

Родной корабль, морскую дружбу.

Приборки, где до блеска мыли

И над салагами шутили.

Их посылали невзначай

На клотик, к боцману, на чай.

Но всё ж служили мы не зря,

Нас океаны и моря

В походах мужеству учили

И на добро благословили.

Друзья! Кто послужил на флоте

И воевал в морской пехоте,

Здоровья, счастья всем желаю,

С Днём флота всех вас поздравляю.

41-й роковой

В летнее утро внезапно

Враг стал бомбить города,

Через границы полезли фашисты –

Так начиналась война.

Фронт вместе с тылом единым порывом

Встал на защиту страны

И,  не щадя сил в бою и работе,

Шёл по дорогам войны.

В схватках кровавых фашизм сокрушили,

Радость Победы пришла!

Кто жив остался – домой возвратился,

Там его ждали дела.

Дружба и мир весь народ окрылили,

Не забывая войну.

Трудно хоть очень в ту пору всем было-

Мы возрождали страну.

Став очень мощной великой державой,

Двинулся смело вперёд,

Не зазнаваясь в лучах своей славы,

Трудолюбивый народ.

Жаль, что немного сегодня осталось

Тех, кто фашизм сокрушил.

И кто сегодня для блага Отчизны

Делает всё в меру сил.

Чтобы потомки счастливыми были,

Дети и внуки детей,

И чтоб война никогда не лишала

Счастья простых матерей.

Батц Генрих Генрихович. Природа щедро одарила этого человека разносторонними талантами. Он талантливый писатель и талантливый художник. Обостренное чувство справедливости, отстаивание человеческого достоинства, особое видение красоты, непреходящая любовь к людям, к природе – все это в центре внимания Г. Батца – писателя на протяжении всего его творчества.

Но если судьба Генриха Батца – писателя не была легкой, то с выставками картин было несколько проще, поэтому первоначально он был известен как художник. Г. Батц пишет маслом портреты, пейзажи, натюрморты. Его картины – это красочный, по-своему неповторимый рассказ о Сибири, о её необъятных таежных далях, реках, о тружениках сибирского края. Тема природы и человека в слове и кисти не случайны для Г. Батца: на долгие годы он посвятил себя защите «зеленого друга». Работая лесничим, охранял от гибели заповедный Очурский бор, сажал новые леса в хакасской степи.

 Батц Г. Г.                             

1418 и ещё один день:автобиографические очерки. – Абакан: Стрежень, 2003. – 296с.

Из очерка:

«- Конкретнее?  В чём дело? – тут же последовали встречные вопросы.

-Нужно провернуть одно важное дело,  — без запинки, смело глядя в глаза, бросил просящий и добавил: — Карандаш и бумагу мы раздобыли и документы имеются…

-Кто это – мы? Откуда такие интересные? – снова поинтересовались из нашего, седьмого.

 -Да мы из девятого. Вы не бойтесь – никакого криминала тут нет. Всё на законных началах.

Заметив, что дядька мой – добрейшая душа – уже начал освобождать просимую вещь от содержимого подошёл к нему.

— Большое вам спасибочко, дядя! – принял он видавший виды портфель и, уже уходя, заверил ещё раз: — О сохранности можете не беспокоиться,  — мы вернём. Мы из девятого.

И весьма достойно удалился. А в вагоне, естественно, пошли разнотолки.

Один мужчина, бросив взгляд на моего дядьку, с сожалением выдохнул:

— Портфель жалко…

— Господа – товарищи! – поднялся с широкой улыбкой под буденовскими усами уже общепризнанный юморист вагона. – Всё  очень просто: я считаю, что родится в нашем эшелоне, в вагоне номер Девять кооператив «Рога и Копыта». Начинание это не ново, но установить наблюдение, я считаю, за этими шустрыми ребятами следовало бы.

 — Это не наш профиль, — последовал категоричный отказ.

 — Не скажи! – гнул свою линию усач. – Из нас ведь тоже кто-то работал в органах.

 Старик поднял обе руки, словно призывая к тишине, и очень серьёзно, виновато, чуть слышно проговорил:

 — Хорошо, хорошо… — и после паузы: — Наш путь ещё далёк. Всё выяснится само собой. Я так думаю.

Выяснилось всё само собой лишь на шестой день, когда уже миновали бесконечный Казахстан. Оказалось, что в Девятый вагон поместили новоявленного Великого комбинатора». В чём заключалась Великая комбинация, и чем  всё закончилось, Вы узнаете, прочитав автобиографические очерки Генриха Батца.

Детство Владимира Шкурлакова пришлось на Великую Отечественную войну.

Вот какое приключение пережил автор, когда в деревне появились немцы из Поволжья.

«… В ограде у колодца я увидел парнишку, моего сверстника. Он был такой же белокурый, как и Эмма, сухощавый, в грубых холщовых штанах и такой же рубахе. На нас он не обратил ни малейшего внимания, а зачарованно смотрел в колодец и громко кричал в его глубину, вызывая эхо.

— У-ю-ю-ю-ю! – пропел мальчик у колодца, наклоняясь через сруб так, что ноги у него оторвались от земли, и голова из-за сруба стала совсем не видна.

— Упадёшь в колодец!  — заорал я и, рванувшись, схватил мальчишку сзади за рубашку.

Он, словно подкинутый вверх пружиной,  встал в боевую стойку и без обиняков спросил:

 — Драться будем?

— Дур-рак!

Я легонько оттолкнул его от сруба колодца, непроизвольно оказавшись на его месте.

Тогда незнакомец, неожиданно для меня, изо всех сил, обеими руками, толкнул меня в грудь.

Оказавшийся сзади меня колодезный сруб подсёк ноги выше колен и, потеряв равновесие, я, падая назад, грохнулся затылком в противоположное бревно сруба, причём из глаз вылетел неправдоподобный фейерверк искр, а жуткая боль тупым обручем начала туманить сознание.

« Это самый глубокий колодец в нашей деревне, — мгновенно вспомнились мне слова моей мамы. – Даже в середине лета над водой постоянно висит слой льда, в котором, как в проруби, есть отверстие для прохождения ведра… И если днём опуститься в колодец и глянуть внимательно вверх, то в ясном безоблачном небе можно увидеть  звёзды!!!»

Я начал медленно падать в эту бездну, где живёт эхо и откуда днём видны звёзды».

Чем закончилась встреча с непрошенными гостями, Вы узнаете, открыв книгу Владимира Шкурлакова.

Шкурлаков, В.

Фантастическое детство :повести / Владимир Шкурлаков. – Абакан: Стрежень, 2001. – 128 с.

Эта книга добрых, светлых повестей о детстве, когда даже трудности воспринимаются сквозь призму радости и гармонии с окружающим миром.

Тургенев, В.

Вечная мелодия : стихотворения / Владимир Тургенев. – Абакан : Бригантина, 2008. – 100 с.

Другим автором, детство которого опалила война, поэт из Черногорска Владимир Тургенев.

В фонде Центральной библиотеки есть его сборник стихов «Вечная мелодия»,  содержащий, помимо лирических стихов, его воспоминания о  пребывании в Черногорске японских военнопленных и стихи о памятнике лётчикам  Бирмской лётной школы.

Японцы в Черногорске

С озорной ватагою играя

У разбитой кухни полевой,

Я мальчишкой видел самураев,

Как их вёл на станцию конвой.

В тупиках тогда сибирских станций

Шёл галдёжь на разные лады.

Там грузили эти иностранцы

Провиантом ближние склады.

Приходили к нам они в бараки,

Грустные, стояли у окна.

Мать пшена давала и бураки,

Бураченко Нюра – толокна.

И они прижали к сердцу руки,

На ступеньках сели на крыльце,

И улыбка радости сквозь муки

На восточном вспыхнула лице.

А теперь по телеку сквозь дали

Снова без эмоций на лице,

Потому что эти не бывали

На высоком лесенкой крыльце.

Монумент

Рвётся с постамента резко в небо

Звёзды унося на плоскостях,

Он уже давненько в небе не был,

Позабыв о дерзких скоростях,

А вот память павших не забыта,

Выбиты на камнях имена.

Помнит их за хлопотливым бытом

Чёрной горки чуткая страна.

С нею я смотрю у монумента,

Как взлететь стремится он в зенит.

И дождался этого момента,

Верите, не верите – летит!

В сторону скалистогоТепсея,

Чудится: турбинами звенит.

Дал почётный круг у Енисея,

Сел, застыл и принял прежний вид.

Там, где память  павших не забыта,

Выбиты на камнях имена,

Помнит их за хлопотливым бытом

Чёрной горки чуткая страна.

Всё дальше от нас события Великой Отечественной войны. Но даже сейчас она нас опаляет через книги тех, кто был на фронте, и книги  о тех, кто был мал, но пронёс воспоминания о войне через всю жизнь.  

Добавить комментарий