Планета по имени Коваль

«Надо писать для детей, как для маленького Пушкина».

                                 Юрий Коваль

«Я считаю, что смех- это очень важное человеческое качество. С человеком. Который любит шутки, понимает юмор, интересно браться за самое трудное дело».

                                                                                                              Юрий Коваль

85 лет со дня рождения русского писателя Юрия Иосифовича Коваля (1938–1995).

Он родился 9 февраля 1938 года в Москве в семье работника милиции  Иосифа Яковлевича Коваля, одного из крупных чинов милиции. Сначала отец – начальник уголовного розыска города Курска, впоследствии работал в уголовном розыске Москвы, во время войны уже в отделе по борьбе с бандитизмом, на Петровке. И потом был назначен начальником уголовного розыска Московской области. Был многократно ранен. Мать, по специальности врач-психиатр, работала главным врачом психиатрической больницы в Поливаново под Москвой. В Поливаново Юрий Коваль провёл бо́льшую часть своего довоенного детства. Старший брат Борис впоследствии доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Российской академии естественных наук (РАЕН), академик Международной академии португальской культуры, вице-президент Гуманистического Интернационала, председатель Научного совета по исследованию современных цивилизационных процессов в рамках Отделения общественных наук РАН, научный руководитель Центра цивилизационных и культурологических исследований ИЛА РАН.

Читая биографии писателей, всегда ищи истоки их таланта. Где-то мама, увлекавшаяся литературой, дядя-писатель, духовное наследие пращуров, а здесь отец –милиционер, мать психиатр! Кажется, как далеко от литературы. Но, оказывается, отец был веселым балагуром и прекрасным рассказчиком, а мать делилась и впоследствии записала воспоминания о своем деревенском детстве, что любящий сын переложил потом в книге «Полынные сказки». Рассказы же отца отразились в детских детективах Ю. Коваля. Семейная дружба и забота были главными чертами этой семьи. Об отношении к брату, переживаниях родителей о двоечниках-сыновьях и гениальном учителе, верившем в своих учеников, можно прочесть в рассказе «От Красных ворот»:

«Владимир Николаевич был великий учитель. Превратить двоечника в троечника для него было пара пустяков. Один только вид Владимира Николаевича — его яростная борода и пронзительный взгляд — мгновенно превращал двоечника в троечника.

Когда же Протопопов открывал рот и слышались неумолимые раскаты, новообретенному троечнику ничего в жизни не оставалось, кроме последней мучительной попытки превращения в четверочника.

— А дальше уже от бога, — решал обычно Владимир Николаевич».

А вот как вспоминает учителя сам Ю. И. Коваль: «Без всякого сомнения. Я тебе скажу так… неординарность мышления, неординарный подход к делу, огромная ласка по отношению ко мне (все-таки я понимал, что это величина, а не просто так), особая, как мне кажется, любовь ко мне, но это, может быть, и другие так понимали… И главное, ты знаешь, что — утверждение того, что я личность».

Великий педагог должен был поставить «на крыло» двоечника и хулигана – будущего писателя. Именно благодаря ему Ю. Коваль поступил в Педагогический институт  на факультет русского языка и литературы, который позже стал называться историко-филологическим. Свои первые рассказы Коваль публиковал в институтской газете «Ленинец». Параллельно с обучением в Университете, посещал мастерскую скульпторов-монументалистов Владимира Лемпорта, Вадима Сидура и Николая Силиса и студию их общего учителя Бориса Петровича Чернышева; он увлекался рисунком, живописью, мозаикой, фреской, впоследствии иллюстрировал свои (и не только свои) книги.

После института Юрий Коваль попал по распределению в Татарстан, село Емельяново, где работал в школе преподавателем русского языка и литературы, а также географии, истории, пения и других предметов. Вместе с тем, он писал стихи и рассказы, большинство из которых не были опубликованы.

Литература манила, и потому по возвращении в Москву Ю. Коваль создает в соавторстве с Леонидом Мезиновым — «Сказку о том, как строился дом» и «Сказку про Чайник». Недолго работает в «Детской литературе». В 1968 году Коваль, получив от журнала «Мурзилка» командировку к пограничникам, под  впечатлением от нее, пишет повесть «Алый» и рассказы «Козырёк», «Особое задание», «Елец» и «Белая лошадь».

В 1972 году вышел сборник рассказов Юрия Коваля «Листобой».

А дальше был цикл рассказов «Чистый Дор», где с большой любовью выписаны жители Чистого Дора: старушки Пантелеевна и Орехьевна. Дедушка Зуй, первоклассница Нюра, мальчишки братья Моховы. «Деревня моей души»,- так однажды сам Коваль назвал Чистый Дор.

Повесть «Недопёсок»- самое волнующее, щемящее и, пожалуй, лучшее произведение Юрия Коваля для детей. Это повесть о взрослых проблемах, написанная понятным для детей языком.

По повести снят художественный фильм «Недопёсок Наполеон III»(Режиссер Эдуард Бочаров).

Детективные повести у Юрия Иосифовича Коваля получались совершенно особенные,  юмористические, остросюжетные.

Всё началось с книги «Приключения Васи Куролесова».

Однажды Вася Куролесов  поехал на рынок покупать поросят. Но вместо славных поросят с маленькими пяточками ему в мешок подсунули облезлого рыжего пса. Пёс этот, получивший впоследствии имя Матрос,  станет Васе другом на всю жизнь. И начнется целая цепь детективных историй.

Вслед за первой книгой «Приключения Васи Куролесова», были написаны «Пять похищенных монахов»  и «Промах гражданина Лошакова», образовавшие детективную серию.

В 1884 году вышла «правдивая» повесть «Самая лёгкая лодка в мире»- о путешествиях на бамбуковой лодке к Багровому озеру. Книга была удостоена Почётного диплома Международного совета по литературе для детей и юношества им. Х.К. Андерсена.

Последняя книга Коваля – «Опасайтесь лысых и усатых» (1995)- включает роман «Суер — Выер», рассказы, литературные портреты Корнея Чуковского, Бориса Шергина, Ивана Соколова-Микитова. Коваль выступил здесь и как художник- иллюстратор. Почти 40 лет писалась книга, и она едва ли не единственная книга для взрослого читателя. Юрий Иосифович определил её жанр как «пергамент», как бы подчёркивая исторические корни книги. За роман в 1996 году Ковалю посмертно была присуждена премия «Странник» Международного конгресса писателей- фантастов.

Приглашаем вас за книгами Ю.И. Коваля в Центральную детскую библиотеку!

Добавить комментарий