Обзор книжной выставки «Даниил Гранин: солдат и писатель»

В первый день нового 2019 года в России отметили 100-летие известного советского и российского писателя Даниила Александровича Гранина, участника Великой Отечественной войны, лауреата многочисленных зарубежных и отечественных премий. Его называли образцом чести, нравственным эталоном эпохи, совестью нации, хотя сам писатель громких слов не любил.

   Даниил Гранин прожил большую и интересную, наполненную яркими событиями жизнь. Помимо литературы, он активно занимался общественной деятельностью – был инициатором создания общества «Милосердие», являлся председателем правления Международного благотворительного фонда им. Д.С. Лихачёва, а в 95 лет выступал в немецком Бундестаге перед депутатами и канцлером Германии с лекцией о блокаде Ленинграда и Великой Отечественной войне.

О том, каким был Гранин писателем, человеком, общественным деятелем написано много. Но в этом обзоре представлены лишь две книги о Данииле Александровиче, которые есть в фонде нашей библиотеки. Так же представлены некоторые из его произведений.

 Плоткин, Лев Абрамович

     Даниил Гранин : Очерк творчества / Л. А. Плоткин. – Ленинград : Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1975. – 246 с. : 5 л. ил.

Любое чтение начинается с изучения личности писателя, поскольку  через его биографию познаётся литературный мир его произведений. Чтобы понять особенности творчества Даниила Гранина, предлагаем познакомиться с книгой известного литературоведа Льва Абрамовича Плоткина «Даниил Гранин: очерк творчества», в которой представлена биография Гранина, описан творческий путь – от ранних произведений 30-х годов и до таких произведений, как «Искатели», «Иду на грозу», «После свадьбы», его рассказы и очерки.

Финк, Лев Адольфович

Необходимость Дон Кихота : книга о Данииле Гранине / Л. А. Финк ; ред. Е. И. Изгородина. – Москва : Советский писатель, 1988. — 319 с. : фот. ; 1 л. портр.

Вот как сказала об этой книге кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью Самарского университета Татьяна ЖурчеваФинк и Гранин были знакомы, пересекались на съездах, и Гранин обратился к Финку с просьбой написать о нём книгу. Такие случаи происходят нечасто. Обычно литературовед просит у автора разрешение написать о нём. К слову, Гранин к тому моменту пользовался не только всесоюзной, но и мировой известностью, о нём много писали и издавали немало монографий. Но именно та концептуальность, та чёткость и та позиция, которая была высказана Финком в его книге о Симонове, привлекла Даниила Гранина. Монографию «Необходимость Дон Кихота» он писал совместно со своими студентами. Эту книгу создавали несколько лет. На её последней странице можно увидеть благодарность куйбышевским студентам, которые вместе с профессором работали над монографией». В книге в качестве иллюстративного материала наряду с фотографиями тех лет использовались архивные и любительские, плохо сохранившиеся фотографии. Публикуя их, издательство стремилось показать читателям редкий фотоматериал из жизни писателя, представляющих несомненный исторический интерес.

Гранин, Даниил Александрович

      Два крыла  / Д. А. Гранин. – Москва : Современник, 1983. — 365 с. — (Б-ка «О времени и о себе»).

Эта книга даёт представление о многообразии творческих интересов Даниила Гранина – автора романов, повестей, сценариев, а также эссеиста, исследующего вопросы художественного мастерства, проблемы нравственности, таланта, интеллигентности подлинной и мнимой. Особый интерес вызывают талантливые очерки о Пушкине, Толстом, Достоевском, Горьком, путевые заметки об Австралии и Германии, написанные увлечённо, содержащие множество точных наблюдений.

Гранин, Даниил Александрпович

Эта странная жизнь / Д. А. Гранин. – Москва : Советский писатель, 1982. — 256 с. : ил. ; 1 л. портр.

Сборник «Эта странная жизнь» включает четыре документальные повести. За одну из них о политруке роты Клавдии Вилор (она так и называется «Клавдия Вилор»), мужественно проявившей себя в годы Великой Отечественной войны, — автор удостоен Государственной премии СССР. Три повести посвящены людям науки: в повести «Эта странная жизнь» — описывается уникальная Система учёта времени, созданная и использованная учёным Александром Любищевым. Эту систему Любищев применял 56 лет (с 1916 по 1972 год) каждый день, невзирая на выходные и праздники, на личные и общественные потрясения. И она показала свою исключительную эффективность для достижения наибольшей творческой отдачи от разносторонней научной деятельности. «Время – самая большая ценность и нелепо тратить его для обид, для соперничества, для удовлетворения самолюбия». «Размышления перед портретом, которого нет» о русском физике-экспериментаторе, электротехнике-самоучке, академике Петербургской академии наук Василии Петрове, который стал основоположником отечественной электротехники. «Повесть об одном учёном и одном императоре» офранцузском физике, астрономе и политическом деятеле XIX века Доминике-Франсуа Араго.

Даниил Александрович очень много писал об учёных и изобретателях, об исторических личностях и судьбах талантливых людей. Но военная тема в его произведениях стала одной из важнейших. Его повесть «Наш комбат» вызвала много споров у читателей, потому что ставила непривычные вопросы о войне.

Но самыми яркими произведениями, пожалуй, стали сборник рассказов под названием «Ещё заметен след» и «Блокадная книга», написанная Граниным совместно с Алесем Адамовичем. Эта книга посвящена блокаде Ленинграда и основана на документальных источниках, записках блокадников и воспоминаниях фронтовиков. Из неё мы впервые узнали о том, чем в реальности была блокада Ленинграда и на что способны люди в этих обстоятельствах. По сути это документальная хроника блокады. Сначала на издание этой книги в Ленинграде был наложен запрет; впервые она была напечатана с купюрами в 1977 г. в журнале «Новый мир», а книгой впервые вышла только в начале восьмидесятых.

 Адамович, Алесь

Блокадная книга / А. Адамович, Д. Гранин. – Москва : Советский писатель, 1982. — 431 с. : ил.

Даниил Гранин долго сопротивлялся написанию «Блокадной книги». Писатель и фронтовик, ополченец, защищавший Ленинград, он позже признавался, что был уверен, что ничего нового о блокаде в середине 70-х сказать уже невозможно, но после знакомства с Алесем Адамовичем понял, что частные истории войны и есть самая честная её правда. «Блокадная книга» — это книга, в которой ленинградцы рассказывают каждый о своей блокаде. Эти документальные истории «внутрисемейной и внутридушевной жизни людей» в осажденном городе стали настоящим откровением – в советской литературе тогда не принято было говорить о частных судьбах и трагедиях.

Вот отзыв на эту книгу современного читателя, написанный 26 декабря 2018 года: «Даниил Гранин справедливо назвал 900 дней блокады Ленинграда «эпопеей человеческих страданий». «Блокадная книга» — это скомпилированные дневники людей переживших блокаду. Вся книга пропитана болью, страданиями, надеждами и разочарованиями. Читаешь очередной дневник и думаешь «ну всё, это предел страданий», но нет, следующие воспоминания Человека (намеренно пишу с большой буквы, потому что все, пережившие блокаду люди с большой буквы) убеждают, что бывает ещё хуже. Соавторство Адамовича и Гранина сложилось весьма удачно. В книге они чётко соблюдают грань наблюдателей, чутких комментаторов. В центре же остаются люди, чьи дневники пересказываются. Раньше я уже читала книги, состоящие из дневников людей, переживших ВОв, пленных концлагерей, но в «Блокадной книге» практический нет повторений. Авторами проделана огромная работа по сбору этих дневников, интервьюированию переживших блокаду и их родных. Их усилия невероятны, за что им огромное спасибо. Гранин и Адамович не позволили себе долгих и неуместных лирических отступлений. Повторюсь, «Блокадная книга» — концентрация человеческих переживаний и боли, но её стоит прочитать каждому в память о пережитом нашими предками, в том числе, чтобы мы больше ценили, то, что нам дано сейчас. Хотя «Блокадная книга» очень тяжёлая, она обязательная к прочтению абсолютно всем. Чтобы помнили…»

Гранин, Даниил Александрович

       Мой лейтенант : [роман] / Даниил Гранин ; [ил. Ганса Лиски]. — Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2013. — 317, [2] с.

Роман опубликован в 2011 году, это одно из последних произведений Даниила Гранина. «Я не хотел писать про войну, у меня были другие темы, но моя война оставалась нетронутой, она была единственная война в истории Второй мировой войны, которая проходила два с половиной года в окопах – все 900 блокадных дней. Мы жили и воевали в окопах, мы хоронили наших погибших на кладбищах, пережили тяжелейший окопный быт». Даниил Гранин написал книгу от лица молодого лейтенанта,  прошедшего войну и пожилого человека, который оглядывается на свою жизнь, оценивая прошлое. В разговоре с читателями писатель признался, что ему трудно было понять своего молодого героя – его мечтательность, его веру: «В каждом из вас, здесь сидящих, есть молодой человек, забытый вами. Есть тот человек, который был в чём-то прав, в чём-то красивее, лучше, добрее и счастливее, и грех от него отказываться, считать его наивным и глупым».

В книге он написал: «Массовость смерти, блокадная обыденность её рождали чувство ничтожества жизни, разрушали смысл любой вещи, любого желания. Человек открывался в своем несовершенстве, он был унижен физически, он нравственно оказывался уязвим – бредущий труп. Сколько людей не выдерживали испытаний, зверели. Блокада открывала человеку каков он, что он способен выдержать и не расчеловечиться».

Вот как об этой книге написал Юрий Рост, фотограф, журналист, писатель: «Книгу “Мой лейтенант”, выпущенную им чуть ли не в 95 лет, я считаю последней книгой о войне, написанной человеком, честно её прошедшим. Это книга страшная и обязательная для чтения».

Даниил Александрович Гранин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. И можно смело заявить, что этот талантливый человек внёс огромный вклад не только в отечественную литературу, но и в просвещение общества в целом. Умер Гранин 4 июля 2017 года в возрасте 98 лет.

«Прощать, но помнить… Помнить, но прощать…». Наверное, это главное, что завещал нам Даниил Гранин.

Добавить комментарий