Обзор книжной выставки «Учитель. Ученик. Родитель»

                     Государственная должность… состоящая во всевозможном

попечении о воспитании мальчиков и девочек…-

эта должность гораздо значительнее самых

высоких должностей  в государстве.

Платон

Вначале октября  все педагогическое сообщество России отмечает  свой профессиональный праздник — День учителя.

Нет профессии почетнее, сложнее и ответственнее, чем профессия педагога. Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Обновление и развитие образовательной системы открывает новые возможности не только для учеников, но и для педагогов. Несмотря на такой широкий спектр возможностей, самым востребованным и привычным способом пополнения багажа знаний остаются книги и учебники по педагогике.  В канун праздника в Центральной городской библиотеке имени А.С.Пушкина организована  выставка  «Учитель. Ученик. Родитель»,  на которой  представлена   литература, в которой можно найти ответы на свои профессиональные вопросы и расширить круг знаний.

Латышина Д.И. История педагогики. В  учебном пособии  «История педагогики» автора Дэйлары Исмагиловны Латышиной как видно из названия, речь идет об истории воспитания, образования и просветительских идей   в зарубежных странах и в России. Впервые в отечественной учебной литературе показано влияние быта и обычаев народа на воспитание детей. А сравнительный анализ педагогических теорий и практики учебных заведений различных типов дает возможность работающим и будущим учителям выявить то ценное в них, что может быть использовано и в настоящее время. Знание прошлой педагогической культуры окажется полезным любому человеку, ведь каждый является воспитателем своих детей, или детей и взрослых, общающихся с ним, а также воспитателем самого себя. Пособие рекомендовано  для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям.

Подласый, И. П. Педагогика.  В 2011 году в Гуманитарном издательском центре ВЛАДОС  вышел в свет учебник,   в котором раскрыты общие основы педагогики, проблемы дидактики, а теория воспитания раскрывается у учетом достижений современной науки и педагогического опыта.  Доступно и полно рассматриваются принципы организации педагогического процесса в школе, задачи, формы и методы деятельности педагога. А наличие  практического материала: различных тестов, диагностических материалов и предложенного списка литературы для самообразования   является находкой  не только для педагогов, но и для студентов педагогических вузов.

Новые педагогические и информационные технологии. Учебное пособие под редакцией доктора педагогических наук профессора Е.С. Полат   знакомит читателя с методом проектов, обучением в сотрудничестве, разноуровневым обучением, «Портфелем ученика», а также с широким применением компьютерных телекоммуникаций, глобальной сети Интернет в практике преподавания.   Полно и объемно раскрыты главные идеи обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Материал книги  полезен и ценен тем, что в конце каждой темы  рекомендуются творческие задания, вопросы- размышления, приведены вопросы для семинаров.  А в приложении приведены примеры написания  проектов, с таблицами, диаграммами, рекомендуемой литературой. Пособие будет интересно и полезно студентам  и преподавателям  педагогических вузов, аспирантов, учителям  общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Волков B.C.  Возрастная психология. В 2-х ч. Новое учебное пособие,  рекомендованное  Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия представляет собой полный курс психологии, рассмотренной в ситуациях, вопросах и ответах на них. Предлагаемые психолого-педагогические ситуации и задачи помогут овладеть основными понятиями курса психологии и научиться их использовать как в учебном процессе, так и в разных конкретных жизненных ситуациях. Пособие состоит из двух частей.  В первой части  рассматривается  предмет и методы исследования, основные закономерности психического развития ребенка, психология младенческого и раннего возраста, психология дошкольника, подготовка его к школе.  Также каждый раздел содержит краткое теоретическое вступление, блок проблемных ситуаций и задач обучающего характера, которые сопровождаются не только вопросами для самостоятельного анализа и поиска ответов, но и аргументированными решениями; учебные задания имеют соответствующую ориентировку на их выполнение. Пособие адресовано психологам, большую часть работы которых составляет диагностика и консультирование детей, но может быть полезна и учителям — ведь они проводят с детьми гораздо больше времени. А также студентам высших педагогических учебных заведений, воспитателям дошкольных учреждений  и родителям.

Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. На первых страницах автор отмечает, что данная  книга рекомендована в первую очередь практикующим психологам, педагогам. Разделы книги посвящены теоретическим и практическим проблемам психологического сопровождения в начальной школе. Большая часть издания посвящена диагностической и коррекционно-развивающей работе с  использованием диагностик, тестов, решением проблемных задач. В главах, где собраны соответствующие методики, приведены примеры анализа  детских работ, тренинги, игры и упражнения, игровые задания.  Не менее важны рекомендованные в приложении примерная отчетная документация,  бланки тестов, которые  облегчат работу педагога.  Это незаменимый справочник каждого практикующего  либо начинающего психолога.

Адель Фабер, Эйлен Мазлиш Как говорить с детьми, чтобы они учились. Книга написана от лица учительницы Лиз Ландер, которая стала, по словам авторов, их «коллективным Я». С первого же дня работы она сталкивается с множеством трудностей и с отчаянием убеждается, что превращается в учителя того типа, который ей неприятен больше всего. Она искренне считала, что каждый имеет право на собственное мнение и выражение чувств, но в роли учителя только и делает, что подавляет эти проявления.

Автор предположила, что если взрослый пренебрежительно относится к чувствам школьника, тот теряет интерес к учебе. На примере нескольких ситуаций она показывает, как учитель может грамотно действовать вместо того, чтобы критиковать, игнорировать, давать бесконечные советы ребенку.

Чтобы лучше понимать чувства ребенка, героиня предлагает коллегам поставить себя на место учеников и смоделировать реакцию на типичные реплики учителей. Оказалось, что слова, частенько соскакивающие с языка учителя, заставляют чувствовать «гнев и отчаяние» даже в игровой ситуации. Вместо них можно использовать несколько приемов, приглашающих ребенка к взаимодействию. Например, дети гораздо охотнее приведут кабинет в порядок, если превратить это скучное занятие в игру. И даже само требование убрать разбросанные вещи можно произносить не раздраженным тоном, а разыграть: как эту фразу произнесли бы английский лорд, робот, гангстер…

Наказание – еще один камень преткновения на пути взаимодействия. Используя его, мы верим, что помогаем ребенку держаться в принятых рамках поведения. А если проанализировать, что он при этом чувствует? Авторы предлагают альтернативные действия. В их числе: объяснить, как ребенок может исправить положение, предложить выбор, показать последствия нежелательного поведения. В других главах так же пошагово (может быть, слишком технологично, но для освоения новых схем и, главное, ломки стереотипов излишняя дидактичность не помешает) рассмотрено, как может звучать вдохновляющая похвала и неунижающая критика; как пробудить в ребенке творческое начало, умение сосредотачиваться; как избавить его от надоевшей роли – растяпы, тихони, задиры.

Уважаемые педагоги, оставайтесь, пожалуйста, креативными, терпеливыми профессионалами своего дела!

Добавить комментарий